- Триолет
-
ТРИОЛЕ́Т (франц. triolet — тройной) — твердая стихотв. форма, представляющая собой 8-стишие на 2 рифмы, в к-ром 1-й и 2-й стих повторяются как 7-й и 8-й и, кроме того, 1-й стих повторяется еще и как 4-й; после 2-го и 4-го стихов в "правильном" Т. должна быть пауза (точка). Схема классич. Т.: АБ.АА.АБАБ (подчеркнуты строки-рефрены). Т. появился во франц. поэзии 15 в. как сокращ. форма ронделя, был популярен в салонной поэзии барокко и рококо. Первый рус. Т. появился у М. Муравьева в 1778 (пер. неизв. франц. поэта). Первые оригинальные Т. принадлежат Н. Карамзину ("Триолет Лизетте", "Триолет Алете"). Внач. 19 в к этой форме обращались А. Бунина и А. Дельвиг, позднее — А. Кольцов. Устойчивый интерес к Т. и появление разл. его вариантов ("неправильные" Т.) отличают поэзию нач. 20 в., когда Т. пишут К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Северянин, Ф. Сологуб (кн. Т. 1913). Две кн. Т. издал в 1917 и в 1922 И. Рукавишников, воспроизведя канонич. форму Т. Напр.:
И невозможное возможно.
Нужны лишь время, труд и гений.
Когда стремленье непреложно,
И невозможное возможно.
Все равно просто, равно сложно,
Когда в скале к богам ступени.
И невозможное возможно.
Нужны лишь время, труд и гений.Образцы рус. "неправильных" Т. дал Северянин, использовавший для Т. неканонич. размер (традиционно Т. писали 4-стопным ямбом или хореем — наиб. близкими к франц. 8-сложнику), нарушение обязат. повторов стихов (стих при повторе варьируется либо повторяются только рифмующиеся слова), длинные стихи, напис. Т., играющими роль своеобр. строфы.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.